«Но если дело идёт об изменении нравов, когда люди нередко начинают хвалить то, что раньше порицали, и порицать то, что раньше хвалили, то, думаю я, к этому более, нежели к чему-то другому, надо бы отнестись с величайшей осмотрительностью.» (стр.250)
«Поэт не должен творить ничего вопреки обычаям государства, вопреки справедливости, красоте и благу.» (стр.253)
«Небезопасно чтить хвалебными песнями и гимнами живых людей, пока они не пройдут весь свой жизненный путь и не увенчают его прекрасным концом.» (стр.254)
«Следует признать, что всё величавое и склоняющееся к смелости имеет мужественное обличье, то же, что тяготеет к скромности и благопристойности, более срони женщинам…» (стр.255)
«… то, что бывает на войне, это по своей природе вовсе не игра и не воспитательное средство, достойное нашего упоминания, и сейчас оно не таково, и впредь не будет таким.» (стр.256)
«Каждый должен как можно дольше и лучше провести свою жизнь в мире.» (стр.256)
«… люди в большей своей части – куклы и лишь немногие причастны истине.» (256)
«… дети больше принадлежат государству, чем своим родителям.» (стр.257)
«Чем более человек умерен и более закалён в мужестве, тем меньше движений он производит; если же он труслив и не упражнён в рассудительности, то в его движениях больше изменений и они сильнее.» (стр.269)
«Заслуживает одобрения тот вид охоты, который совершенствует души юношей; порицания же заслуживает противоположный вид.» (стр.27Крутой
«После преступлений против богов идут преступления, касающиеся ниспровержения существующего государственного строя.» (стр.309)
«Самое великое зло – это господство страсти, когда душа дичает от вожделений.» (стр.326)
«… человек, желающий быть счастливым, должен не стремиться к обогащению, но быть богатым, сохраняя справедливость и рассудительность.» (стр.326)
«… истинное искусство государственного правления печётся не о частных, но об общих интересах – ведь эта общность связует, частные же интересы разрывают государство – и что как для того, так и для другого, то есть для общего и для частного, полезно, если общее устроено лучше, чем частное.» (стр.332)
«… большинство из нас заботится не о том, чтобы не совершать несправедливость, но лишь старается изо всех сил загладить уже совершённое.» (стр.342)
«душа – это движение способное двигать само себя» (стр.355)
«… о космосе в его целом печется лучший род души и ведёт его по наилучшему пути.» (стр.357)
«… боги пекутся о малом не меньше, а даже больше, чем о великом….» (стр.361)
«… боги знают, видят и слышат всё и от них не может укрыться ничто из того, что доступно ощущению и познанию.» (стр.363)
«… праздность в нас есть порождение трусости, а нерадивость – праздности и неги.» (стр.363)
«…так как душа соединяется то с одним телом, то с другим и испытывает всевозможные перемены как сама по себе, так и под влиянием других душ, то правителю этому [ведающему о мельчайших проявлениях всех состояний и действий], подобно игроку в шашки, не остаётся ничего другого, как перемещать характер, ставший лучшим, на лучшее место, а ставший худшим – на худшее, размещая их согласно тому, что им подобает, так, чтобы каждому достался соответствующий удел.» (стр.365-366)
«… каждый из нас большей частью становится таким, а не иным сообразно с предметом своих желаний и качеством своей души.» (стр.366)
«Если ты станешь хуже, то отправишься к дурным душам, если же лучше, то к лучшим. Вообще и при жизни, и после смерти каждый испытывает и делает то, что ему свойственно.» (стр.367)
«Нас губит несправедливость и дерзость, соединённая с неразумением, спасает же справедливость и рассудительность вместе с разумностью.» (стр.36Крутой
«… корыстолюбие, когда речь идёт о телах из плоти, именуется болезнью, когда о временах года – мором, когда же о государствах и гражданских делах, имя это меняет свой облик и звучит как «несправедливость»» (стр.36Крутой
«… лишь небольшая часть исключительных по своей природе людей, получивших превосходное воспитание, может держать себя в надлежащих границах, когда сталкивается с какими-либо нуждами и вожделениями. Люди эти могут остаться трезвыми, когда представляется возможность добыть много денег, могут предпочесть умеренное многому. Огромное большинство людей поступает как раз наоборот: их желания неумеренны, и, хотя возможно извлекать умеренную прибыль, они предпочитают быть ненасытными.» (стр.380-381)
«Богатство развратило душу людей роскошью, бедность их вскормила страданием и довела до бесстыдства.» (стр.381)
«… большинство из нас, когда видит, что смерть близка, впадает в неразумие и расслабленность.» (стр.385)
«… души покойных сохраняют и после кончины какую-то способность заботиться о делах человеческих.» (стр.391)
«… надо страшиться душ живых людей, достигших старости и величайшего почёта, ведь где процветает государство с благими законами, там потомки нежно относятся к этим людям, украшая этой нежностью свою жизнь.» (стр.391)
«… у нас не может никакой святыни, более ценной перед лицо богов, чем отец или дед, согбенные старостью; такое же значение имеет и мать.» (стр.396)
«Всякий человек, имеющий разум, страшится родительских молитв и чтит их, так как знает, что у многих они много раз исполнялись.» (стр.396-397)
«Спорщик с удовольствием отдаётся неприятному чувству гнева. Своей злобе он даёт плохую пищу: снова становится дикой та часть его души, которая была некогда укрощена воспитанием. Озверев, он живёт в раздражении, зато он пожал горькую радость гнева. Опять-таки при спорах в